Отношение Буддизма к собственности и богатству.

19 ноября 2009 г.

Буддизм в истории и практике религиозной философии проявил себя конфессией, отрицающей иллюзорность повседневных страстей и желаний человека, приводящих его к неминуемым утратам и страданию. В связи с этим буддизм не принимал собственность как форму связи с материальным миром. Но на житейском уровне в буддизме не отрицаются богатсво, благополучие, если нет безудержного стремления к ним , если нет всепоглощающего желания разбогатеть. Более того, обеспеченность, процветание людей уважаются и считаются оправданными  как подтверждение благопритной кармы (судьбы, предназначения), как воздаяние заслуги в инкарнации (прошедших перерождений). Точно так же труд, если он не самодовлеет над человеком, труд не ради богатства, а для преодоления пороков ленности, праздности и эгоизма, если он способствует духовному росту, получает в среде буддистов почет и уважение.
Далай-лама IV рассматривает в своей книге десять буддийских запртов. Некоторые из них так же касаются богатства и собственности. Так, среди трех дурных действий в отношении тела есть воровство - присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи. Среди трех мысленных дурных действий - алчность (желание обладать тем, что принадлежит другому) и злонамеренность (желание навредить другому, неважно, сильно или нет) (Далай Лама. Мир тибетского буддизма).
Хотя в буддийской классической литературе не выражены конкретные экономические воззрения, косвенное отношение к ним можно вывести из хозяйственной деятельности буддийских дацанов (храмов) и монастырей. Во многих из них священнослужители выполняли определенные профессионально-производственные и предпринимательские функции, обеспечивая тем самым существование и размеренный быт буддийских сообществ. Вполне естественно, среди обитателей этих общин вызревали определенные философские взгляды на собственность, богатство, деловые взаимоотношения в социально-экономической деятельности. В качестве примера в масштабах российского буддизма можно привести некоторые заповеди, изложенные известным бурятским мыслителем, ламой Кодунского дацана Э.Х. Галшиевым. Заповеди, касающиеся двух родов нравственного закона - духовного и мирского, сформулированны в его книге "Зерцало мудрости":

Как бы ни было жалко имущества,
не ставь его дороже жизни.
Имущество приобретают для жизни,
 а жизнь дана не для имущества.

Думай, что благодеяние дороже золота,
серебра и прочих ценностей.
Кончится добродетель - наступит верная смерть,
Кончится богатство - не умрешь.

Можно сделать вывод, что буддизм не отрицает богатство, если человек живет соблюдая все заповеди. В этом случае богатство является лишь подтверждением его праведной жизни.
Подготовленно на основе книги "Собственность психолого-экономический анализ", А.Д.Карнышев, Т.Д.Бурменко


Comments

2 Responses to “Отношение Буддизма к собственности и богатству.”
Post a Comment | Комментарии к сообщению (Atom)

Unknown комментирует...

Будизм древнейшая религия. Много реально интересного и правильного. Хотя не все могут понять.
http://mirtenei.ru/

23 июля 2016 г. в 03:07
Unknown комментирует...

Все также активен , молод , счастлив?

4 марта 2020 г. в 07:40

Отправить комментарий

Счетчики

Психология 100